Святитель Феофан Затворник

Дистанционная форма обучения не является чем-то новым для Православной Церкви. Многие отцы Церкви наставляли своих духовных чад в вере через письма. С изобретением Интернета изменилась лишь форма, но не содержание дистанционного обучения. Так, можно вспомнить"Миссионерские письма" великого сербского пастыря, свт. Николая (Велимировича) (1880-1956), которые и сегодня являются прекрасным наставлением в вере. 

Говоря о дистанционном православном образовании, нельзя не вспомнить святителя Феофана Затворника. В 1866 году епископ Феофан -- неожиданно для окружающих и синодальных членов -- подал в Святейший Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Его прошением были удивлены и первоначально недовольны. 


В своём письме митрополиту Исидору от 30 мая 1866 года, разъясняя свои мотивы и побуждения, писал: «<...> Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не диллетанства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, -- не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить». Прошение было удовлетворено 17 июня того же года.

Не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и 

молитвы, святитель посвящал письменным трудам. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать -- это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

С 1866 года начался самый главный период в жизни святителя Феофана -- период его затвора, который продолжался почти 28 лет. До 1872 года епископ Феофан еще принимал посетителей. Начиная с 1872 года, затвор святителя Феофана становится совершенным. Он не видится ни с кем, кроме настоятеля Вышенской пустыни, духовника и келейника, и сообщается с миром только письменно.

Большая часть богословских произведений и писем святителя написана именно во время затвора. главная тема его творений -- спасение во Христе. В таких крупных произведениях, как «Путь ко спасению» (1868-69 гг.), «Письма о духовной жизни» (1870-71 гг.), «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» (1878 г.)  а также во множестве небольших по объему творений епископ Феофан осветил главные этапы духовного развития христианина. Основная мысль его нравоучения -- идея богообщения, составляющая сущность христианской жизни. Творения его не только побуждают христианина к покаянию, исправлению и благодатному обновлению во Христе, но и показывают ему путь живого общения с Богом.

Особый вид литературных трудов преосвященного Феофана составляют его письма. Они стали нравственным руководством, отрадой и утешением для многих душ в тяжелые, скорбные минуты. Содержание писем крайне разнообразно, но основной тон их -- нравоучительный. Они, как и книги, содержат ответы на великий вопрос -- на вопрос о пути ко спасению. Многие иноки, представители интеллигенции и простого народа составляли большую духовную семью Вышенского затворника. Лучшие современники видели в нем истинного светильника христианства и всей душой стремились иметь с ним духовное общение, возможность для которого открывала переписка.

Таким образом, жизнь затворника, не помешала святителю Феофану вести активную переписку, наставлять в вере и благочестии своих братьев и сестер во Христе. Письма святителя являются прекрасным примером дистанционного научения основам христианской веры. А самого святителя вполне можно считать покровителем дистанционного православного образования.

Память святителя совершается 10 января (23 января - н.с.) и 16 июня (29  июня - н.с.).


Тропарь святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 4

Богоявлению тезоименитый, / святителю Феофане, / ученьми Твоими многи люди просветил еси, / со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, // моли непрестанно о всех нас. 

Last modified: Monday, 7 August 2017, 5:11 PM