О дистанционном богословском образовании

Дистанционное обучение доносит богословские знания в любую точку земного шара. Свящ. Геннадий Егоров

О своеобразии методических приемов дистанционного обучения. Свящ. Лев Семенов. Отрывок из статьи отца Льва (Семенова):

"Теперь нам остается рассмотреть, каким образом можно выполнить эти задачи в условиях дистанционного обучения. На первый взгляд может показаться, что у преподавателя, читающего свой курс с кафедры в обычной аудитории, больше возможностей для успешного решения поставленных задач. Он регулярно (по крайней мере, раз в неделю) общается со студентами, чувствует, чем «дышит» аудитория, может своевременно скорректировать возникшие сложности в усвоении изучаемого материала. Именно этими априорными соображениями питался мой некоторый скепсис в отношении возможностей интернет-обучения, когда год назад я приступал к новому для себя виду преподавания.

С радостью могу отметить, что сегодня мои опасения развеяны. Более того, как ни парадоксально это прозвучит, я открыл для себя большие возможности дистанционного обучения, порой даже превосходящие возможности обычного стационарного. Пожалуй, единственным узким местом в моем восприятии интернет-обучения является невольная «дискриминация» такой формы преподнесения учебного материала как лекция. Возможно, здесь сказывается мой возрастной консерватизм и тридцатипятилетняя привычка чтения лекций, но по большому счету я продолжаю быть уверенным в том, что лекция как тип учебного занятия никогда полностью не исчезнет из университетской практики. 
Поскольку обоснование необходимости лекций в ходе учебного процесса не предполагается темой моего выступления, я не буду сейчас обосновывать мысль о незаменимости лекций. К тому же, думается, что они не противопоказаны и системе интернет-обучения. Просто по мере методического совершенствования каждой учебной дисциплины можно предусмотреть разработку хотя бы минимального по часам аудиокурса лекций.

Но отсутствие в учебном процессе лекций как таковых оказалось для меня единственным недочетом дистанционного обучения. Все остальные привычные формы скорее даже выигрывали в интернет-обучении в сравнении  с традиционными. Скажем, в аудитории при проведении семинара не всегда оказывается достаточно времени для того, чтобы дать высказаться каждому студенту и тем более проанализировать его выступление, указав на сильные и слабые стороны, в чем-то поправив его или дополнив. Система же предусмотренных при дистанционном обучении ответов на контрольные вопросы, вопросы для обсуждения и участие в чат-семинарах фактически выливается в некий постоянно (на протяжении изучения курса) действующий семинар, в котором есть уникальная (с точки зрения традиционных форм обучения) возможность по каждой теме высказаться -- и не однажды -- каждому студенту, получив при этом обратную связь в виде оценки, примечания под звездочкой, а в необходимых случаях и развернутого отзыва преподавателя.

Несомненным преимуществом такого обучающего общения выступает и фактор фиксирования всех высказываний (студента и преподавателя). Совершенно очевидно, что естественные ограничения возможностей человеческого внимания и памяти приводят к тому, что какие-то значимые моменты при их обычном обсуждении в аудитории могут быть утрачены. К тому же все студенты обладают разными индивидуальными показателями быстроты схватывания при восприятии нового материала. Поэтому принципиальная возможность не однажды вернуться к ходу обсуждения того или иного вопроса, которую предоставляют интернет-технологии обучения, полностью снимает и эту проблему.
Я не говорю сейчас уже о тех очевидных преимуществах интернет-обучения, которые обусловлены самими техническими возможностями интернета. Предоставление учебной литературы в электронном виде, оперативное информирование о самых последних новостях в изучаемой области, реализация принципа наглядности обучения с помощью видеоряда и т. д.

Поначалу мне казалось, что существенным дефектом дистанционного обучения станет дефицит общения между студентами и преподавателем. Практика опровергла эти опасения. Более того, порой мне приходила в голову мысль, что общение в процессе интернет-обучения, при всей его виртуальности, даже богаче возможностями, нежели при традиционном обучении. В самом деле, далеко не каждый студент соберется с духом задать преподавателю какой-то мучающий его вопрос, не всегда найдется время для его серьезного (а значит, как минимум, неторопливого) обсуждения в аудитории или кулуарно в перерыве между парами. Здесь же я нередко сталкиваюсь с тем, что студенты (не только нынешнего потока, но даже прошлогоднего) обращаются по электронной почте с вопросами.

Примечательно, что вопросы эти бывают двух видов. Одна их категория непосредственно связана с проблематикой курса. Другая порой не имеет к нему никакого отношения, а представляет собой попытку обсудить какой-то очень важный для студента вопрос, попросить совета в непростой житейской ситуации. Это, по-видимому, особенно часто происходит в тех случаях, когда курс ведет священник. Из соображений регламента не буду сейчас останавливаться на этой важной, но, несомненно, требующей отдельного рассмотрения теме. Замечу лишь, что осуществление дистанционного обучения именно в системе ПСТГУ выдвигает на повестку дня еще одну, на мой взгляд, важную и интересную проблему: как в рамках интернет-обучения живая педагогическая практика порождает феномен преподавания, совмещенного с элементами пастырского окормления. Проблема очень деликатная, многоаспектная, но перспективы ее дальнейшего обсуждения представляются многообещающими."

Другие статьи: Дистанционное образование. Новый проект Учебного комитета при участии ОАО «Ростелеком». Свящ. Максим Козлов. 

Last modified: Monday, 17 August 2015, 8:20 PM